К
"пещерным городам" относят и средневековый монастырь Качи-Кальон.
У села Предущельного в Бахчисарайском районе
возвышается огромный скальный массив Качи-Кальон с двумя природными гротами. По
своим очертаниям он напоминает нос огромного, плывущего корабля в долине р.
Кача. Нос «корабля» изрезан трещинами, образующими изображение огромного
креста. Отсюда – одно из объяснений названия скалы – «крестовый корабль».
В 4-ом – самом большом гроте, расположен храм
св. Анастасии с источником. Храм был основан в VIII-IX вв. в эпоху
иконоборчества. Существует предположение, что в древнейшие времена здесь было
языческое капище «с истуканом того же имени». Сам огромнейший грот, находящийся
в нём целебный источник святой Анастасии, многовековая черешня, растущая рядом,
по существу, на голой скале, вызывают у человека особенное чувство
благоговения. По-видимому, не случайно возник здесь монастырь: христиане
нередко сооружали храмы и часовни в местах, почитаемых язычниками святыми.
В большом гроте с родником в IX веке и возник
монастырь, разрушенный, как полагают, монголо-татарами.
В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит
святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества. Распространились
легенды о его целебных свойствах, и сюда со всех концов Крыма шли за
исцелением.
Со средневековья почитают источник святой
Анастасии Узорешительницы («Ай-Анастасия»). Выход источника отделан в форме
небольшого округлого колодца, вырубленного в коренной породе – мшанковом
известняке. Раньше колодец был «обложен кругом камнями», а над источником
находилась «крыша на железных столбах». Рядом находилась «убогая хижина, в
которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени».
Таким его могли видеть путешественники конца 19 века, судя по описанию
Качи-Кальона в путеводителе Г. Москвича. Позади источника, в скале вырублен
рельефный христианский крест и три ниши для икон, в которых стояли иконы
Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матвея. Об этом источнике упоминает в
1837 году своем «Крымском сборнике» П. Кеппен. Он пишет, что в самом большом
гроте Качи-Кальона существует «достопримечательный источник, обращенный в
колодезь и называемый колодезем св. Анастасии или просто Святою водою» .
Евгений Марков, путешествовавший по Крыму в конце 19 века, вспоминал, что источник
был «обделан в каменный бассейнчик, под которым лежит старая полуистертая икона
и видны следы копоти и восковых свечей».
Народная молва донесла предание о храброй
девочке Анастасии, которая, спасая свое стадо, погибла в пещерах Качи-Кальона
от лап живших здесь страшных чудовищ и змей. Такого ужаса не выдержала скала и
похоронила под своими обломками всех чудовищ. А поутру из безжизненной скалы
начала сочиться струйка родниковой воды – то плакал Качи-Кальон по загубленной
детской душе. С тех пор источник в Качи-Кальоне, получивший название «Святая
Анастасия», считается «священным» и до сих пор остается одним из самых
почитаемых в Крыму.
Источник Ай-Анастасии почитали не только
местные греки-христиане, в наибольшем количестве собиравшиеся здесь 22 декабря,
но и татары. В настоящее время колодец разрушен, вода в нем не пригодна для
питья, иконы и «крыша на железных столбах» не сохранились. Но в то же время
местные жители из сел Предущельное и Баштановка регулярно ухаживают за
источником. От Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, в «духовном» ведении
которого находятся христианские святыни Качи-Кальона, за источником постоянно
наблюдает послушник, который следит за чистотой воды. На протяжении нескольких
лет 22 декабря, в день св. Анастасии, к источнику приходят местные богомольцы,
а священник монастыря проводит водоосвящение.
Старая церковь была восстановлена, в ней
возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем
святой Анастасии.
Монастырь закрыт в 1921 году.
Источник:
http://www.comandor.com.ua/kachi_kalyn
Сколько ещё не известного или мало известного можно встретить,кажется какой Крым по площади,так что в Крыму можно
ОтветитьУдалитьне только хорошо отдохнуть,но и узнать много интересного.